Ветераны педагогического труда

Гущина Нина Александровна

Нина Александровна Гущина родилась 14 января 1939 года.

Педагогическая деятельность Н.А. Гущиной началась в 1957 году после окончания Омутнинского педагогического училища учителем начальных классов. Вопрос «Кем быть?» был решён сразу и бесповоротно за годы учёбы в школе. Ни разу за время работы учителем не встала проблема, правильно ли выбран путь в жизни. Любовь к детям, желание дать им всё необходимое для жизни, научить их ориентироваться в сложном и многообразном мире прочно утвердило призвание – Учитель. 28 лет из 30 отдано средней школе № 14 г. Слободского. В 1965 году после окончания исторического факультета Кировского государственного педагогического института имени В.И. Ленина стала работать учителем истории.

 Нине Александровне в эти годы удалось учить детей с 1 по10 классы, увидеть развитие целого поколения. Сейчас, работая в средней школе № 14, она учит уже детей этих первых своих выпускников. Гущина Н.А. умело использовала лекции в общей системе занятий в старших классах, старалась не просто дать готовые истины, определённые положения и выводы, но и ставила перед учениками серьёзные вопросы, давала конкретные задания, решала их совместно с учениками, сочетала проблемное изложение материала с информационным. Часто лекции предшествовала подготовительная беседа, помогающая ребятам разобраться в новом, зачастую сложном для них материале. Успешно использовала такие виды работы с книгой:

- выборочное чтение для доказательства мысли, вывода;

- составление простого и сложного плана по тексту;

- составление текстовых таблиц;

- выделение главной мысли текста;

- составление творческого рассказа с использованием разных источников.

В целях воспитания непримиримости к мещанству, воспитание умение отстаивать коммунистические убеждения, практиковала активную форму занятий с использованием газетного материала сравнительного характера, давала практические задачи для решения определённой ситуации. Использовала такие новые формы при изучении нового материала, как диспут, пресс-конференция с привлечением практически всего класса к активной работе на уроке. Большое внимание уделялось изучению ленинского теоретического наследия, партийных документов, материалов съездов и пленумов КПСС. Учащиеся активно привлекались к проведению исследовательской работы. Так, учащиеся 10-х классов вели записи рассказов о трудовых подвигах слобожан в годы Великой Отечественной войны, учащиеся 9-х классов записывали рассказы о жизни людей в 20-е – 30-е годы. Эти беседы давали возможность каждому из учеников на конкретном примере представить ту или иную историческую обстановку, гигантский размах наших преобразований за годы Советской власти. Во время проверки изучаемых тем учительница систематически совершенствовала формы контроля, работала над привитием учащимися общеучебных умений и навыков: учила работать над составлением сложного плана, работе с учебником, составлению конспекта, развивала речь учащихся, учила умению сравнивать, анализировать (рецензия ответа товарища), самостоятельно пополнять свои знания, работать с таблицами, диаграммами, картой. Нина Александровна активно использовала такие формы контроля знаний учащихся, как словарные диктанты, заполнение перфокарт, историческое лото, логические ряды, хронологическое лото, творческие работы, написание рефератов, составление плана, применение раздаточного иллюстрированного материала, самоанализ выполненной работы, коллективная и групповая работа над темой, изложение материала товарищу по парте с последующей рецензией ответа (письменной), общественный контроль знаний. При изучении новейшей истории, обществоведения и истории СССР (советский период) на уроках систематически использовалась периодическая печать. Все уроки по новейшей истории начинались с политической информации о событиях в изучаемой стране, о примерах рабочего, демократического движения, о фактах борьбы за мир, о разгуле реакции в странах капитала. Политинформации проводили учащиеся по заранее данным заданиям, что заставляло ребят систематически просматривать периодическую печать. На уроках обществоведения обсуждались статьи дискуссионного характера (например, «Личная выгода» Е. Лосото из газеты «Комсомольская правда» от 17 марта 1987 г.). систематически использовались статьи из «Учительской газеты» под рубрикой «Школа ускорения». Эти статьи помогли организовать уроки истории и обществознания на высоком идейном уровне. Учащимся предлагались задания об оценке событий и фактов, сообщённых в периодической печати. Н. А. Гущина стремилась к тому, чтобы знания, полученные на уроках истории, активно использовались во внеклассной работе по идейно-политическому воспитанию. Ведь процесс формирования идейной убеждённости предполагал реализацию убеждений во всех сферах социальной жизни, путём включения школьников в общественную деятельность в школе и вне её. Из учащихся 9 – 10 классов формировалась лекторская группа, которая с использованием местного материала вела большую работу по воспитанию у учащихся любви к нашей Родине, её историческому прошлому, гордости достигнутыми успехами.

Опыт работы лекторской группы был обобщен в 1985 году и стал достоянием школ города и района. Являясь классным руководителем, Нина Александровна вела целенаправленную работу по политическуму просвещению, воспитанию ответсвенного отношения к учению, по подготовке школьников к труду, успешно работала с активом класса. Опыт её работы с активом класса по оказанию помощи пионерскому отряду был обощён в городской учительской конференции в 1986 году и был опубликован в специальном информационном бюллетене. С целью воспитания любви к родному краю на базе своего класса вела исторический кружок, на классных часах организовывала работу с газетой «Пионерская правда». Успешно проводила тематические классные часы: «Урок мира», «Наш герб», «Урок мужества», «Красное знамя и флаг нашей страны». В кабинете истории, который отмечен и был лучшим среди кабинетов истории школ города, собирался краеведческий материал, газетный материал по темам, раздаточный материал для уроков истории, творческие работы учащихся, имелась библиотечка исторической литературы, стенды с постоянно меняющимся материалом: «Говорят цифры» (о достижениях нашей страны), «Ускорение социально-экономического развития страны», «Главные задачи 12-й пятилетки», «Три революции в России», «К 70-летию Великого Октября», «НОТ школьника». Имелись картотеки материала по темам, по всем наглядным пособиям. Для опроса имелся в кабинете набор перфокарт по классам, хронологическое лото, логический ряд, логические задачи, подборки политической карикатуры. В процессе работы материалы стендов систематически использовались. В кабинете имелись ТСО: телевизор, киноаппарат, диапроект, магнитофон, проигрыватель. Систематически использовались диафильмы по всем классам, богатая фонотека по истории СССР (советский период) и по внеклассной работе, набор кинофрагментов. Весь имеющийся материал использовался на уроках истории. Ежегодно проводились недели истории. Цель недели: воспитать у учащихся любовь к истории, к Родине, к родному городу. Под руководством Нины Александровны выпускались исторические бюллетени, газеты, проводились общественные смотры знаний, исторические вечера, игры, конкурсы. Много лет Нина Александровна была пропагандистом, руководла школьным политсеминаром, старалась заинтересовать слушателей постановкой логических заданий.

Опытом организации занятий в школе научного коммунизма делилась на методическом совете по организации политической учёбы при гороно. Н. А. Гущина награждена Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР, имеет звание «Старший учитель».